+7-965-601-95-00
Закон защищает каждого, кто может позволить себе хорошего адвоката.

Акция

 

Внимание АКЦИЯ! Бесплатная юридическая консультация по телефону!  Стоимость развернутой юридической консультации на приеме - 1000 рублей.

 

Регистрация ИП и регистрация ООО бесплатно (пакет Лайт  - расходы только на оплату госпошлины за регистрацию фирмы, услуг нотариуса (в состав услуг входит подготовка пакета документов для регистрации и консультация по процедуре регистрации, открытии расчетного счета, постановки на учет в органах статистики).

Главная \ Статьи \ Споры с ФСС

Споры с ФСС

Пособие по беременности и родам: споры с ФСС

В ходе своей работы бухгалтеры часто сталкиваются с необходимостью расчета и выплаты пособий сотрудникам организации, в частности пособия по беременности и родам. Выплата пособия по беременности и родам осуществляется за счет средств ФСС, однако нередко работодатели при обращении в фонд за возмещением затрат, связанных с его выплатой, получают отказ. В статье напомним про размер и порядок начисления указанного пособия, а также рассмотрим ситуации, когда сотрудники ФСС отказывают в возмещении работодателю расходов по выплате пособий, а также проанализируем сложившуюся на сегодняшний день арбитражную практику.

Пособие по беременности и родам

Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, определены Законом N 255-ФЗ*(1). Согласно ст. 255 ТК РФ женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов (в случае многоплодной беременности - 84) и 70 календарных дней после родов (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере. Согласно п. 1 ст. 3 Закона N 255-ФЗ финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета ФСС, а также средств работодателя в случаях, предусмотренных п. 2 настоящей статьи. В силу ст. 11 Закона N 255-ФЗ пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100% среднего заработка. Средний заработок при расчете размера пособия по беременности и родам исчисляется в соответствии с положениями Постановления N 375*(2). При этом согласно п. 2 ст. 11 Закона N 255-ФЗ размер данного пособия не может превышать максимального размера, установленного федеральным законом о бюджете ФСС на очередной финансовый год. На 2009 год максимальный размер пособия по беременности и родам составляет 18 720 руб.*(3) Если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, размер пособия по беременности и родам не может превышать максимального размера указанного пособия по каждому месту работы.
За сотрудницей сохраняется право на получение пособия, если она обратилась за ним не позднее шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам (п. 2 ст. 12 Закона N 255-ФЗ).
Если сотрудница обратилась за пособием по беременности и родам по истечении шестимесячного срока, решение о его назначении принимается территориальным органом ФСС при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием. Перечень *(4) уважительных причин утвержден федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования (п. 3 ст. 12 Закона N 255-ФЗ).
К уважительным причинам согласно Перечню относятся:
- непреодолимая сила, то есть чрезвычайные, непредотвратимые обстоятельства (землетрясение, ураган, наводнение, пожар и др.);
- длительная временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы продолжительностью более шести месяцев;
- переезд на место жительства в другой населенный пункт, смена места пребывания;
- вынужденный прогул при незаконном увольнении или отстранении от работы;
- повреждение здоровья или смерть близкого родственника;
- иные причины, признанные уважительными в судебном порядке при обращении застрахованных лиц в суд.

Проверка правильности начисления пособия

При возмещении расходов работодателя на выплату пособий сотрудники ФСС очень внимательно подходят к проверке документов, так как согласно п. 18 Положения о Фонде социального страхования в Российской Федерации*(5) и п. 3 ст. 11 Закона N 165-ФЗ*(6) расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Первый этап. Перед тем как приступить к проверке расчетов сумм пособий, специалисты ФСС проверяют реквизиты листка нетрудоспособности (п. 60 Методических указаний*(7)). Записи медицинских работников в листке нетрудоспособности должны быть разборчивыми, печати и штампы медицинской организации - четкими.
В настоящее время действует Порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденный Приказом N 514*(8) (далее - Порядок). В пункте 48 этого документа говорится, что выдача листка нетрудоспособности по беременности и родам производится в 30 недель беременности единовременно на период 140 календарных дней. При многоплодной беременности листок нетрудоспособности по беременности и родам выдается в 28 недель беременности единовременно на период 194 календарных дней (84 календарных дней до родов и 110 календарных дней - после).

*

В листке нетрудоспособности допускается не более двух исправлений, при этом все исправления должны быть заверены подписью лечащего врача и печатью медицинской организации. Если врач сделал третью ошибку, лечебное учреждение обязано выдать новый больничный (п. 58 Порядка и п. 60 Методических указаний).

*

Второй этап. После проверки сотрудниками ФСС правильности оформления листков нетрудоспособности начинается проверка правильности расчета пособий (п. 57 Методических указаний). Итак, проверять будут следующее:
- виды выплат, предусмотренные системой оплаты труда, действующей в организации;
- правильность определения расчетного периода, за который исчисляется средний заработок;
- правильность определения среднего дневного заработка;
- правильность определения размера дневного пособия;
- правильность исчисления страхового стажа.
Для проверки правильности расчета пособия сотрудники ФСС затребуют следующие документы:
- трудовой и коллективный договоры или локальный нормативный акт организации, в которых в соответствии с системой оплаты труда установлены конкретные виды выплат работникам;
- приказы о премировании, изменении окладов, штатного расписания и т.д.;
- табели учета рабочего времени;
- расчетно-платежные ведомости или иные документы, подтверждающие оплату труда за расчетный период;
- трудовые книжки работников.

Когда ФСС отказывает в возмещении расходов по беременности и родам

При проверках сотрудники ФСС обращают внимание на те нарушения положений Порядка, которые может допустить медицинский работник при оформлении. В пункте 60 Методических указаний перечислены среди прочих следующие нарушения:
- не указано место работы (п. 59, 60 Порядка);
- не указана причина нетрудоспособности (п. 60 Порядка);
- выдан медицинской организацией, врачом, занимающимся частной медицинской практикой вне медицинской организации, не имеющими лицензии на осуществление экспертизы временной нетрудоспособности (п. 2 Порядка);
- выдан (продлен) гражданам, находящимся вне места регистрации по месту жительства, без разрешения главного врача медицинской организации либо его заместителя (п. 7 Порядка);
- документы, подтверждающие временную нетрудоспособность граждан в период их пребывания за границей (после легализированного перевода), без решения врачебной комиссии медицинской организации заменены на листок нетрудоспособности установленного в РФ образца (п. 8 Порядка).
При обнаружении какого-либо нарушения в оформлении листков временной нетрудоспособности сотрудники ФСС могут предпринять следующее (п. 61 Методических указаний):
- вынесут решение о непринятии к зачету расходов на основании акта проверки;
- разрешат организации исправить (устранить) это нарушение, обратившись в лечебно-профилактическое учреждение или к частному врачу, выдавшему больничный лист с ошибками;
- примут меры воздействия на лечебное учреждение, которое выдало такой листок нетрудоспособности.

*

Особое внимание в п. 2 Порядка и п. 60 Методических указаний уделяется врачам, занимающимся частной практикой: кроме необходимых реквизитов, на бланке должен быть указан номер лицензии на осуществление экспертизы временной нетрудоспособности.

*

Иные случаи отказа ФСС в возмещении организации расходов, связанных с выплатой пособия по беременности и родам

Кроме перечисленных в п. 60 Методических указаний нарушений, на практике встречаются ситуации, когда сотрудники ФСС отказывают в зачете компенсации пособия по беременности и родам по другим основаниям.
Отказано в принятии листка нетрудоспособности при обращении в медицинское учреждение в поздние сроки беременности (после 30 недель). Мотивирован отказ тем, что согласно п. 8.1 Инструкции "О порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан", утвержденной Приказом Минздрава РФ от 19.10.1994 N 206, выдача листка нетрудоспособности производится с 30 недель беременности единовременно продолжительностью 140 календарных дней (70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов). Обращаем ваше внимание на то, что указанная инструкция действовала именно в проверяемый период, в настоящее время используется Порядок выдачи листков временной нетрудоспособности, утвержденный Приказом N 514, где есть аналогичный пункт, а именно п. 48 Порядка)
Организация не согласилась с выводами сотрудников ФСС и подала в суд, который поддержал налогоплательщика. Арбитры отметили, что согласно ст. 7 Закона N 81-ФЗ пособие по беременности и родам выплачивается за период продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 - после, однако в этой же статье и в ст. 255 ТК РФ сказано, что отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов. Таким образом, отпуск по беременности и родам может быть предоставлен суммарно на 140 дней независимо от количества дней, фактически использованных до родов. Такие выводы содержатся в Постановлении ФАС СЗО от 19.03.2009 N А26-4572/2008, Постановление ФАС ПО от 03.07.2008 N А49-48/2008 (Определением ВАС от 27.10.2008 N 13430/08 отказано в передаче данного дела в Президиум).
Незадолго до выхода сотрудницы в отпуск по беременности и родам ее перевели на более высокооплачиваемую должность, что приводит к выплате большей суммы пособия, чем оно было бы рассчитано исходя из старого оклада. При этом сотрудники ФСС делают вывод, что действия работодателя направлены на неправомерное возмещение сумм пособий за счет средств ФСС. Однако по данной ситуации сложилась различная арбитражная практика, как в пользу сотрудников ФСС, так и в пользу работодателей.
Решения в пользу ФСС. Стоит отметить, что в большинстве споров по данному вопросу суды встают на сторону сотрудников ФСС. Так, в Постановлении от 29.06.2004 N 2901/04 Президиум ВАС поддержал сотрудников ФСС и согласился с тем, что действия общества были направлены на неправомерное возмещение пособия по беременности и родам за счет средств ФСС. Сотрудница организации была переведена на должность заместителя директора непосредственно перед отпуском по беременности и родам. При рассмотрении этого случая были выявлены следующие факты: данная сотрудница была несовершеннолетней, не имела соответствующего образования, опыта работы и возможностей, необходимых для выполнения обязанностей заместителя директора. На основе вышеизложенных факторов суд пришел к выводу о направленности действий общества на неправомерное возмещение за счет средств ФСС пособия по беременности и родам.
В Постановлении ФАС СЗО от 21.09.2005 N А26-554/2005-24 суд встал на сторону ФСС, так как перевод беременной сотрудницы на должность бухгалтера с одновременным выполнением обязанностей продавца свидетельствовал об увеличении нагрузки и объема работы, что противоречит ст. 254 ТК РФ. Кроме того, в суде не были представлены доказательства исполнения работницей обязанностей по ведению бухгалтерского учета, а также выплаты заработной платы, установленной для данной должности.
Аналогичные выводы представлены в постановлениях ФАС ВСО от 19.07.2006 N А33-5575/05-Ф02-3003/06-С1, ФАС УО от 20.07.2005 N Ф09-3023/05-С2, ФАС ДВО от 28.06.2006 N Ф03-А37/05-1/963.
Также обращаем ваше внимание на Постановление ФАС УО от 28.07.2005 N Ф09-3175/05-С2. В данном случае претензия к организации возникла не со стороны ФСС, а со стороны налоговой инспекции. Контролеры доначислили организации ЕСН, пени и штрафные санкции, так как пришли к выводу, что сотрудница необоснованно получала повышенное пособие. В ходе проверки было установлено, что женщина, находясь на четвертом месяце беременности, была принята на работу в общество на должность менеджера по рекламе с должностным окладом, превышающим в несколько раз оклад других работников, в частности директора. Доказательств, подтверждающих экономическую обоснованность установления повышенного оклада физическому лицу непосредственно перед наступлением страхового случая, общество не представило.
Таким образом, неправомерное завышение выплат общества, произведенных беременной сотруднице, повлекло необоснованное включение в расходы по государственному социальному страхованию пособия по беременности и родам.
Учитывая, что данная сумма является выплатой, начисленной в пользу физического лица, а следовательно, включается в налогооблагаемую базу по ЕСН, суд подтвердил обоснованность оспариваемых решений и требований инспекции.
Решения в пользу организаций. Существует также арбитражная практика, в которой суды встают на защиту организаций, переводивших своих сотрудниц незадолго до отпуска по беременности и родам на более высокооплачиваемую должность. Так, в постановлениях ФАС СЗО от 23.08.2005 N А21-7469/04-С1, ФАС ВВО от 26.09.2005 N А29-659/2005А арбитры указали на тот факт, что повышение оклада сотруднице незадолго до ухода ее в декретный отпуск не является нарушением законодательства, к тому же оклад был установлен в соответствии со штатным расписанием организации.
В Постановлении ФАС УО от 11.02.2009 N Ф09-359/09-С2 суд также встал на защиту интересов предпринимателя, который перевел работницу на высокооплачиваемую работу непосредственно перед отпуском по беременности и родам. Суд определил, что страховые взносы от размера спорной зарплаты предприниматель уплатил. Кроме того, между предпринимателем и сотрудницей были установлены длительные трудовые отношения, у сотрудницы есть высшее образование, которое требовалось при работе на новой должности. А доказательств несоразмерности установленного размера заработной платы сотрудницы доходам предпринимателя или среднему размеру зарплаты по указанной должности в соответствующем регионе фонд в материалы дела не представил. Таким образом, выводы Фонда о действительном размере заработной платы являются предположительными.
Итак, чтобы при возникновении спора с сотрудниками ФСС по поводу отказа в зачете пособия по беременности и родам сотрудницы, которая была переведена на более высокооплачиваемую должность, вы смогли доказать свою правоту в суде, необходимо следующее:
- сведения о профессиональных навыках переведенной работницы, уровне ее образования и квалификации, необходимых и соответствующих новой должности;
- штатное расписание, предусматривающее должность, на которую была переведена сотрудница;
- новый должностной оклад должен быть установлен в соответствии со штатным расписанием организации и не может быть выше, чем у директора организации, или несоразмерен среднему окладу по этой должности в регионе;
- подтверждение фактического исполнения сотрудницей обязанностей по занимаемой должности, а также доказательства выплаты заработной платы, установленной для данной должности;
- документы, подтверждающие уплату взносов в ФСС с повышенной заработной платы.
Правильность исчисления страхового стажа работника необходима, так как пособие по беременности и родам выплачивается в размере 100% независимо от стажа работы, исключение составляет только случай, когда сотрудница проработала менее шести месяцев. По мнению сотрудников ФСС, наступление страхового случая происходит на момент наступления отпуска по беременности и родам, а не на момент обращения застрахованного лица за данным пособием.
Однако с этой позицией суд не согласился. Судьи исходили из того, что выплата пособия по беременности и родам носит заявительный характер, так как согласно п. 1 ст. 15 Закона N 255-ФЗ работодатель выплачивает пособие по беременности и родам в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованной женщины за его получением с необходимыми документами. Она, в свою очередь, имеет право обратиться за пособием не позднее шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам (п. 2 ст. 12 Закона N 255-ФЗ). Из материала дела следует, что, во-первых, несмотря на то что сотруднице был выдан листок нетрудоспособности, она продолжала работать по трудовому договору и ей выплачивалась заработная плата, а также организация с начисленных выплат исчисляла и уплачивала ЕСН, во-вторых, на момент обращения этой сотрудницы за пособием ее страховой стаж составил более шести месяцев. В соответствии с п. 2 Правил*(9) подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размера пособия по беременности и родам в страховой стаж включаются периоды работы по трудовому договору.
Из всего вышесказанного суд сделал вывод, что работодатель правомерно начислил и выплатил пособие по беременности и родам исходя из 100% среднего заработка данной застрахованной сотруднице. Следовательно, выплаченное работодателем пособие сотруднице подлежит возмещению за счет средств ФСС в полном объеме (Постановление ФАС ВВО от 28.10.2008 N А31-357/2008-7).
Сотрудница была принята на работу за три месяца до наступления отпуска по беременности и родам. ФСС отказал работодателю в возмещении средств на выплату работнице пособия по беременности и родам, мотивируя свой отказ тем, что она проработала перед наступлением отпуска по беременности и родам три месяца, установленная заработная плата не была экономически обоснована и не отвечала финансовым возможностям предпринимателя.
Арбитры встают на сторону сотрудников ФСС только в тех случаях, когда в ходе процесса выявляются следующие факты:
- работница не имеет квалификации и навыков для выполнения обязанностей, обусловленных трудовым договором;
- нет доказательства выполнения сотрудницей должностных обязанностей;
- ей установлена заработная плата в размере, значительно превышающим размер заработной платы других работников, при этом отсутствуют доказательства необходимости и обоснованности такой заработной платы.
Таким образом, если вышеперечисленные обстоятельства будут установлены, суд сделает вывод о намеренном создании искусственной ситуации и неправомерном получении пособия (Постановление ФАС УО от 09.07.2008 N Ф09-4837/08-С2, ФАС ЗСО от 14.04.2008 N Ф04-2352/2008(3467-А67-25), ФАС ВСО от 12.03.2008 N А33-7930/07-Ф02-837/08).
Если вы добросовестный работодатель, ваша сотрудница соответствует всем требованиям должностной инструкции и размер заработной платы установлен согласно штатному расписанию, суды будут на вашей стороне, так как согласно ст. 64 ТК РФ запрещается отказывать женщине в заключении трудового договора по мотивам, связанным с беременностью и наличием детей. Также суды отмечают, что вопросы наличия (отсутствия) у работодателя-страхователя экономической целесообразности в найме тех или иных работников Федеральным законом "Об основах обязательного социального страхования" не отнесены к компетенции Фонда социального страхования. Следовательно, выводы ФСС об умышленном завышении предпринимателем должностного оклада застрахованному лицу с целью получения средств ФСС не обоснованны, а следовательно, начисление пособия должно производиться с учетом фактически выплаченной заработной платы. (Постановление ФАС ВВО от 17.04.2008 N А43-9155/2007-31-267, ФАС СЗО от 07.05.2008 N А21-4040/2007, ФАС УО от 15.03.2007 N Ф09-1656/07-С1).