+7-965-601-95-00
Закон защищает каждого, кто может позволить себе хорошего адвоката.

Акция

 

Внимание АКЦИЯ! Бесплатная юридическая консультация по телефону!  Стоимость развернутой юридической консультации на приеме - 1000 рублей.

 

Регистрация ИП и регистрация ООО бесплатно (пакет Лайт  - расходы только на оплату госпошлины за регистрацию фирмы, услуг нотариуса (в состав услуг входит подготовка пакета документов для регистрации и консультация по процедуре регистрации, открытии расчетного счета, постановки на учет в органах статистики).

Главная \ Статьи \ Помощь малому и среднему бизнесу

Помощь малому и среднему бизнесу

Помощь малому и среднему бизнесу

Организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые субъектами малого и среднего предпринимательства, имеют право на поддержку со стороны властных структур. Обсудим некоторые вопросы, связанные с реализацией такого права.

Критерии малого и среднего предпринимательства

Действующее законодательство предусматривает различные льготы для малого бизнеса. В данном случае мы будем обсуждать вопросы в аспекте Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ). Этот правовой акт предусматривает предоставление льгот в виде поддержки, формы которой определены в ст. 16 Закона N 209-ФЗ. Законодатель выделяет четыре группы таких форм:
- финансовая, имущественная и консультативная поддержка;
- поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества;
- поддержка субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;
- поддержка субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
Чтобы иметь статус субъектов малого и среднего предпринимательства, хозяйствующие субъекты в целях Закона N 209-ФЗ должны отвечать критериям, установленным в ст. 4 данного правового акта. Отметим некоторые из них.
Так, из п. 1 указанной статьи следует, что к таким субъектам могут относиться внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных предприятий).
Следовательно, некоммерческие организации, не являющиеся указанными кооперативами, не могут признаваться субъектами малого и среднего предпринимательства.
Названным пунктом также предусмотрена возможность отнесения к таким субъектам физических лиц, внесенных в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Для юридических лиц установлены допустимые пределы участия в их уставном капитале (паевом фонде) определенных субъектов и лиц.

Справка. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов); доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования).

В зависимости от средней численности работников за предшествующий календарный год субъекты малого и среднего предпринимательства подразделяются на три категории:
микропредприятия (как вид малых предприятий) - до 15 человек включительно;
малые предприятия - до 100 человек включительно;
средние предприятия - от 100 до 200 человек включительно.
Одним из условий отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства является величина выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год, которая не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории указанных субъектов. В настоящее время действует постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 556, предусматривающее следующие предельные значения:
для микропредприятий - 60 млн. руб.;
малых предприятий - 400 млн. руб.;
средних предприятий - 1000 млн. руб.
Статьей 14 Закона N 209-ФЗ установлен перечень субъектов малого и среднего предпринимательства, которым не может оказываться поддержка, предусмотренная этим правовым актом. В этот перечень включены следующие субъекты:
- кредитные и страховые организации (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционные и негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды;
- участники соглашений о разделе продукции;
- осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
- нерезиденты Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами России.
Кроме того, финансовая поддержка не может оказываться субъектам, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

Справка. Из пункта 6.1 ст. 3 Закона РФ от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах" следует, что перечни полезных ископаемых, относимых к распространенным, формируются федеральными органами государственной власти, осуществляющими полномочия в сфере регулирования отношений недропользования, совместно с субъектами Российской Федерации. В качестве примера можно привести распоряжение Минприроды России N 71-р, Правительства Пермского края N 1-р от 07.12.2009 "Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Пермскому краю". В этот обширный перечень включены, в частности, галька, гравий, определенные виды песков и торфа.

Подтверждение статуса

Статьей 8 Закона N 209-ФЗ установлено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры данных субъектов - получателей такой поддержки.
В таких реестрах в отношении указанных субъектов должны содержаться, в частности, следующие сведения:
- наименование органа, предоставившего поддержку;
- информация, идентифицирующая получателя поддержки;
- вид, форма и размер предоставленной поддержки;
- дата принятия решения о предоставлении или прекращении оказания поддержки;
- информация о нарушении порядка и условий предоставления поддержки.
Названная статья также устанавливает, что соответствующие органы, оказывающие поддержку, вносят записи в реестры получателей поддержки в течение 30 дней со дня принятия решения о ее оказании или решения о ее прекращении.
На основании п. 4 ст. 8 Закона N 209-ФЗ постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 358 утверждено Положение о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами.
Положением, в частности, определено, что реестры ведутся в электронном виде по форме, приведенной в приложении к данному правовому акту. Содержащиеся в них сведения размещаются на официальном сайте соответствующего органа и являются открытыми и общедоступными.
Из содержания названных правовых актов следует, что реестр, предусмотренный ст. 8 Закона N 209-ФЗ, подтверждает статус субъектов малого и среднего предпринимательства и фиксирует оказанную им поддержку. При этом включение таких субъектов в данный реестр должно осуществляться только при оказании поддержки.
Между тем подтверждение статуса субъекта малого и среднего предпринимательства по своей сути является отдельной процедурой, которая предшествует процедуре оказания поддержки. Кроме того, наличие такого статуса может иметь значение не только в целях Закона N 209-ФЗ. Поэтому было бы целесообразно включать в реестр не только субъектов, подтвердивших свой статус, но еще не получивших поддержку. По такому пути пошли, в частности, власти Москвы.
Пунктом 5 ст. 1 Закона г. Москвы от 26.11.2008 N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" предусмотрено, что реестр субъектов такого предпринимательства - систематизированная база данных о таких субъектах. Эти субъекты имеют право на внесение сведений о них в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы в добровольном порядке. Наряду с указанным реестром уполномоченный орган ведет Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии с Законом N 209-ФЗ.
На основании Закона г. Москвы N 60 Правительство Москвы приняло постановление от 08.12.2009 N 1338-ПП "О функционировании Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы". Пункт 9 этого документа устанавливает, что внесение претендента на поддержку в указанный реестр является подтверждением соответствия данного претендента условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. А из пункта 12 названного постановления следует, что с даты выпуска этого документа свидетельство о внесении в реестр на бумажных носителях не выдается. Держателем реестра определен Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства г. Москвы, который распоряжением от 11.12.2009 N 418 установил форму заявления на внесение в реестр, а также перечень документов для подтверждения соответствующего статуса.
Касаясь вопроса о выдаче свидетельств на бумажных носителях, отметим следующее. Если власти Москвы такую форму данных документов признали нецелесообразной, то иные властные структуры продолжают ее использовать. В качестве примера сошлемся на Положение о реестре субъектов малого предпринимательства в городе Лобне, утвержденное решением Совета депутатов городского округа Лобня Московской области. Данный документ предусматривает выдачу свидетельств о внесении в соответствующий реестр.

Кто ведет реестры и оказывает поддержку

Как уже отмечалось, согласно ст. 8 Закона N 209-ФЗ реестры субъектов малого и среднего предпринимательства ведут федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, оказывающие поддержку таким субъектам. Однако из письма Минэкономразвития России от 04.09.2009 N Д05-4360 следует, что федеральные органы указанные реестры не ведут. В данном документе, подготовленном по вопросу хозяйствующего субъекта из Московской области, разъясняется, в частности, следующее.
Государственная финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.02.2009 N 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства". В соответствии с п. 56 Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, утвержденных постановлением N 178, предоставляются субсидии на ведение реестра.
Далее разъясняется, что субсидии, предусмотренные на ведение реестра, предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации после получения Министерством экономического развития РФ от уполномоченного органа сведений о формировании и ведении реестра по форме, утверждаемой министерством. На основании возложенных постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 437 полномочий на Минэкономразвития России по реализации государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства приказом данного министерства от 01.09.2009 N 350 утвержден среднероссийский уровень расходов бюджета на ведение реестра в отношении одного субъекта Российской Федерации. Средства федерального бюджета предоставляются указанным министерством в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации при условии софинансирования расходов за счет средств соответствующих бюджетов. Данные субъекты, желающие получить субсидию по вышеуказанному мероприятию, представляют в Минэкономразвития России сведения о формировании и ведении реестра малых предприятий согласно форме, утвержденной приказом данного ведомства от 01.09.2009 N 351.
В заключение в вышеназванном письме указывается, что на основании изложенного по вопросу внесения организации в государственный реестр малых предприятий необходимо обратиться в Правительство Московской области.
Отметим, что из контекста обсуждаемого письма, содержащего ссылку на положения ст. 8 Закона N 209-ФЗ, следует, что в данном случае под "реестром малых предприятий" имеется в виду реестр субъектов малого и среднего бизнеса.
Обратим также внимание на письмо Минэкономразвития России от 24.12.2008 N Д05-5947, в котором, в частности, разъясняется, что средства федерального бюджета на развитие малого предпринимательства предоставляются данным ведомством на конкурсной основе в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации при условии софинансирования расходов за счет средств соответствующих бюджетов. При этом оказание прямой финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства находится исключительно в компетенции субъектов Российской Федерации.

Обращение за поддержкой и ее получение

Основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства согласно ст. 14 Закона N 209-ФЗ являются:
- заявительный порядок обращения за оказанием поддержки;
- доступность инфраструктуры поддержки для всех категорий малого и среднего предпринимательства;
- равный доступ таких субъектов, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах;
- оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
- открытость процедур.
Отметим, что в соответствии с п. 2 ст. 14 Закона N 209-ФЗ обращающиеся за поддержкой субъекты должны представить документы, подтверждающие их соответствие вышеупомянутым критериям, а также условиям, предусмотренным соответствующими программами.
Согласно п. 5 ст. 14 Закона N 209-ФЗ в оказании поддержки должно быть отказано в случае, если:
- не представлены документы, определенные соответствующими федеральными, региональными и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства, или представлены недостоверные сведения и документы;
- не выполнены условия оказания поддержки;
- ранее в отношении заявителя - субъекта малого и среднего предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли;
- с момента признания указанного субъекта допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года.
Приведем пример отказа в предоставлении поддержки по мотиву предоставления заявителем неполного пакета документов.
Арбитражная практика. Из постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 28.07.2009 N Ф04-3975/2009(11964-А46-32) следует, что ООО заключило с организацией договоры финансовой аренды (лизинга) в отношении сельскохозяйственной техники. Впоследствии данное общество обратилось в областное министерство экономики с заявлением о предоставлении государственной поддержки, приложив к нему, в частности, документ, озаглавленный "Обоснование эффективности использования предмета лизинга". Комиссия по предоставлению указанной поддержки со ссылкой на установленный порядок рекомендовала отказать ООО по мотиву представления им неполного пакета необходимых документов. Было отмечено, что в представленном документе отсутствуют сведения, непосредственно касающиеся существа вопроса: обоснование и расчеты эффективности использования имущества. Содержащиеся в нем сведения идентичны тем, которые приведены в другом обязательном документе, поименованном "Сведения о деятельности организации". Вышеуказанный орган принял распоряжение об отказе обществу в предоставлении поддержки. Суды трех инстанций признали такой отказ обоснованным, отметив, что ООО при обращении за поддержкой нарушило требования ст. 14 Закона N 209-ФЗ и регионального правового акта, устанавливающего порядок предоставления поддержки субъектам малого и предпринимательства.
В вышеуказанном постановлении не отражено, была ли в региональном правовом акте определена методика обоснования эффективности предмета лизинга. Если такая методика не была определена, то, по нашему мнению, у заинтересованных лиц были основания обратиться в суд с заявлением о признании данного акта незаконным. Ведь, устанавливая условия предоставления поддержки, соответствующий орган должен их конкретизировать.
Приведем также разъяснения, содержащиеся в письме Минэкономразвития России от 23.05.2008 N Д05-1978. В этом документе обсуждается вопрос о порядке применения п. 5 ст. 14 Закона N 209-ФЗ в части ограничения предоставления поддержки в случае, если ранее в отношении заявителя было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли. По мнению названного ведомства, понятие аналогичной поддержки применяется в случае, если поддержка оказана в отношении одного и того же субъекта, совпадает по форме, виду, срокам. Отмечается, что в приведенном в обращении примере субсидирования процентной ставки по банковским кредитам необходимо учесть положения ст. 78 БК РФ. Согласно данной статье субсидированию подлежат затраты субъектов предпринимательства. Следовательно, аналогичной будет признана поддержка, за счет которой субсидируются одни и те же затраты.