+7-965-601-95-00
Закон защищает каждого, кто может позволить себе хорошего адвоката.

Акция

 

Внимание АКЦИЯ! Бесплатная юридическая консультация по телефону!  Стоимость развернутой юридической консультации на приеме - 1000 рублей.

 

Регистрация ИП и регистрация ООО бесплатно (пакет Лайт  - расходы только на оплату госпошлины за регистрацию фирмы, услуг нотариуса (в состав услуг входит подготовка пакета документов для регистрации и консультация по процедуре регистрации, открытии расчетного счета, постановки на учет в органах статистики).

Главная \ Актуальная информация \ Госзакупки \ Актуальные изменения 44-ФЗ

изменения 44-ФЗ

1. ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ЗАКОНА N 44-ФЗ ОТ ЗАКОНА N 94-ФЗ

 

Со дня вступления в силу Закона N 44-ФЗ (с 1 января 2014 г.) утратил силу Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (п. 1 ст. 113 Закона N 44-ФЗ).

В Законе N 44-ФЗ предусмотрен ряд новелл, касающихся регулирования отношений по обеспечению государственных и муниципальных нужд. Наиболее значимыми из нововведений являются следующие.

1. Изменен и конкретизирован порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей; далее - поставщик).

В частности, расширен перечень способов определения поставщиков. В него включены (ст. 24 Закона N 44-ФЗ):

- открытый конкурс;

- конкурс с ограниченным участием;

- двухэтапный конкурс;

- электронный аукцион;

- запрос котировок;

- запрос предложений;

- закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс и закрытый аукцион;

- закупка у единственного поставщика.

2. Введены положения, устанавливающие особенности исполнения контрактов, а также уточнены основания и порядок их изменения, расторжения.

Например, в Законе N 44-ФЗ определено, что исполнение контракта представляет собой комплекс мер, в том числе приемку товара (работ, услуг), проведение экспертизы, оплату товара (работ, услуг), применение мер ответственности и совершение иных действий в случае нарушения одной из сторон условий контракта (ч. 1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).

Кроме того, установлен перечень оснований и условий для изменения или расторжения контракта (ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

3. Предусмотрен аудит в сфере закупок.

Аудит в сфере закупок проводится для анализа и оценки их результатов, достижения целей закупок (ч. 2 ст. 98 Закона N 44-ФЗ). Он осуществляется Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований (ч. 1 ст. 98 Закона N 44-ФЗ).

4. Изменена система контроля в сфере закупок.

В частности, введены такие дополнительные виды контроля, как ведомственный и общественный (ст. ст. 100 и 102 Закона N 44-ФЗ).

 

2. ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНЕ N 44-ФЗ С 1 АПРЕЛЯ 2015 Г.

 

Требования о включении в соответствующий реестр банковских гарантий информации, предусмотренной в ч. 9 ст. 45 Закона N 44-ФЗ, применяются в полном объеме при закупках, сведения о которых составляют государственную тайну. Такой вывод следует из положений ч. 31 ст. 112 Закона N 44-ФЗ.

Данные требования распространяются на банковские гарантии, предоставляемые в качестве обеспечения заявок на участие в осуществляемых закрытым способом закупках, сведения о которых составляют государственную тайну. Аналогичные правила должны применяться к банковским гарантиям, предоставляемым в качестве обеспечения исполнения контракта, который содержит сведения, составляющие государственную тайну.

Если гарантия не соответствует указанным требованиям, заказчик отказывается принять ее по основанию, предусмотренному в п. 1 ч. 6 ст. 45 Закона N 44-ФЗ.

 

3. ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНЕ N 44-ФЗ С 1 ЯНВАРЯ 2016 Г.

 

С 1 января 2016 г. действуют положения Закона N 44-ФЗ, регулирующие отдельные сферы деятельности заказчиков и участников закупок (ч. 2 ст. 114 указанного Закона). Основными изменениями являются следующие.

1. Вводятся обязанности по планированию, в том числе составлению и утверждению планов закупок, обоснованию закупок (ст. ст. 16, 17, 18 Закона N 44-ФЗ).

Заказчики обязаны составлять планы закупок (ст. 17 Закона N 44-ФЗ).

В планах закупок необходимо указывать цели осуществления закупок, наименования объектов закупки, сроки (периодичность) осуществления закупок, объемы финансового обеспечения, некоторые иные сведения (ч. 2 ст. 17 Закона N 44-ФЗ). План закупок формируется в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ и утверждается в течение 10 рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством (ч. 7 ст. 17 Закона N 44-ФЗ). Бюджетные учреждения должны утверждать планы закупок в течение 10 рабочих дней после утверждения плана своей финансово-хозяйственной деятельности (ч. 8 ст. 17 Закона N 44-ФЗ).

Заказчики обязаны обосновывать все закупки, которые включаются в план закупок, план-график (ч. 1 ст. 18 Закона N 44-ФЗ). Заказчики должны доказывать соответствие планируемых закупок целям, указанным в ст. 13 Закона N 44-ФЗ:

- реализация государственных и муниципальных, международных программ;

- исполнение международных обязательств РФ;

- выполнение функций и полномочий заказчиков как государственных и муниципальных органов, органов управления внебюджетными фондами.

2. Применяются установленные Законом N 44-ФЗ требования к содержанию и форме планов-графиков, порядку их формирования, утверждения и изменения.

Заказчики обязаны формировать планы-графики в соответствии с планами закупок (ч. 2 ст. 21 Закона N 44-ФЗ). Основные требования к содержанию, порядку формирования, утверждения и изменения, а также к форме планов-графиков предусмотрены ч. 1 - 10, 12 - 15 ст. 21, п. 2 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ.

3. Вводится необходимость включать в единую информационную систему (далее - ЕИС) информацию о ценах товаров (работ, услуг), складывающихся на товарных рынках, и запросах цен, размещаемых заказчиками при определении начальной (максимальной) цены контракта (п. 16 ч. 3 ст. 4 Закона N 44-ФЗ).

Такая информация включается в ЕИС в целях содействия заказчикам в определении и обосновании начальных (максимальных) цен контрактов с использованием метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

4. Вводится необходимость указывать в документах, предусмотренных Законом N 44-ФЗ (например, в соглашении о проведении совместного конкурса или аукциона), идентификационный код закупки (ч. 1 ст. 23, п. 1.1 ч. 2 ст. 25 названного Закона).

5. Применяются положения о нормировании в сфере закупок.

Под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам (работам, услугам) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения) (ч. 1 ст. 19 Закона N 44-ФЗ).

К числу указанных требований относятся требования к количеству, потребительским свойствам и иным характеристикам (в частности, предельной цене) товаров (работ, услуг) (ч. 1 и 2 ст. 19 Закона N 44-ФЗ).

6. Вводится обязанность органов исполнительной власти, органов местного самоуправления принять решение об осуществлении ими и подведомственными субъектами полномочий заказчика самостоятельно или с привлечением уполномоченных органов и учреждений (ч. 5 ст. 26 Закона N 44-ФЗ).

Если принято решение об осуществлении закупок с привлечением уполномоченных органов и учреждений, им могут быть переданы функции только определять поставщиков либо планировать и осуществлять закупки в целом (включая определение поставщиков, заключение и исполнение контрактов).

 

4. ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ

(РАБОТ, УСЛУГ) ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД В 2017 Г.

 

С 1 января 2017 г.

1. Запрещено проводить закупки, которые не включены в планы-графики (ч. 11 ст. 21 Закона N 44-ФЗ).

2. Расширены функции ЕИС (п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона N 44-ФЗ).

В дополнение к функциям, указанным в п. п. 1, 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 44-ФЗ, с помощью ЕИС также обеспечивается контроль за соответствием:

- информации об объеме финансового обеспечения согласно планам закупок информации об объеме финансового обеспечения, доведенном до заказчика;

- информации, включенной в планы-графики, информации, содержащейся в планах закупок;

- информации в извещениях о закупках, документации о закупках информации в планах-графиках;

- информации в протоколах определения поставщиков информации в документации о закупках;

- условий проекта контракта, направляемого в форме электронного документа участнику закупки, информации в протоколе определения поставщика;

- информации о контракте, включенной в реестр контрактов, условиям контракта.

3. Необходимо проводить общественное обсуждение отдельных видов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ст. 20 Закона N 44-ФЗ).

Случаи, когда общественное обсуждение закупок является обязательным, и порядок такого обсуждения установлены Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 N 835.

По результатам обязательного общественного обсуждения могут быть внесены изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или отменены закупки (ч. 3 ст. 20 Закона N 44-ФЗ).

4. В извещении о закупке, реестре контрактов и реестре недобросовестных поставщиков обязательно указывается идентификационный код закупки (п. 3 ст. 42, п. 12 ч. 2 ст. 103, п. 5 ч. 3 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).

5. Наименование объекта закупки при ее планировании и осуществлении теперь необходимо указывать в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 4 ст. 23 Закона N 44-ФЗ).

6. Вступило в силу определение мониторинга закупок (ч. 1 ст. 97 Закона N 44-ФЗ).

Под таким мониторингом понимается система наблюдений в сфере закупок, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе о реализации планов закупок и планов-графиков.

7. Конкретизированы полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований, органов управления государственными внебюджетными фондами по контролю в сфере осуществления закупок (ч. 5 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).

К таким полномочиям относится контроль за соответствием:

- информации об объеме финансового обеспечения в соответствии с планами закупок информации об объеме финансового обеспечения, доведенном до заказчика;

- информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансирования закупок, представленной в различных документах, например в плане-графике и в плане закупок.

Данные полномочия осуществляются посредством эксплуатации ЕИС (соответствующие функции ЕИС предусмотрены п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона N 44-ФЗ). В связи с этим введение новой формы контроля не требует от заказчиков представления контролирующим органам дополнительных документов.

8. Теперь государственные (муниципальные) унитарные предприятия относятся к заказчикам, осуществляющим закупки по Закону N 44-ФЗ (п. 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). Вместе с тем некоторые закупки они могут проводить по правилам Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).

С 25 апреля 2017 г.

Минфин России определен федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п. 3 Постановления Правительства РФ от 14.04.2017 N 446, далее - Постановление N 446).

Минфин России уполномочен, в частности, принимать (п. 1 Постановления N 446, п. 5.2 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329):

- типовое положение (регламент) о контрактной службе;

- порядок согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

- порядок согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

С 26 апреля 2017 г.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, ответственным за функционирование ЕИС, определено Казначейство России (Постановление Правительства РФ от 13.04.2017 N 442, далее - Постановление N 442).

Казначейство России осуществляет функции (п. 1 Постановления N 442):

- по выработке по согласованию с Минфином России функциональных требований к ЕИС в сфере закупок;

- созданию, развитию, ведению и обслуживанию ЕИС в сфере закупок;

- установлению порядка регистрации в ЕИС в сфере закупок и порядка пользования ЕИС в сфере закупок.

Постановление Правительства РФ от 30.09.2014 N 996 "О распределении полномочий между Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральным казначейством при создании единой информационной системы в сфере закупок" с указанной даты не действует (п. 6 Постановления N 442).