+7-965-601-95-00
Закон защищает каждого, кто может позволить себе хорошего адвоката.

Акция

 

Внимание АКЦИЯ! Бесплатная юридическая консультация по телефону!  Стоимость развернутой юридической консультации на приеме - 1000 рублей.

 

Регистрация ИП и регистрация ООО бесплатно (пакет Лайт  - расходы только на оплату госпошлины за регистрацию фирмы, услуг нотариуса (в состав услуг входит подготовка пакета документов для регистрации и консультация по процедуре регистрации, открытии расчетного счета, постановки на учет в органах статистики).

Главная \ Статьи \ Полицейские проверки

Полицейские проверки

Полицейские проверки
Такого юридического термина, как "полицейские проверки", не существует. Вне правового поля под ним понимают разнообразные мероприятия, которые полиция проводит в отношении организаций и ИП, если эти мероприятия имеют хоть сколько-нибудь проверочный характер. При этом законодательство содержит немало разных поводов для визита полицейских. И по каждому из этих поводов проверочные мероприятия будут отличаться - и по срокам, и по характеру, по оформлению, способам обжалования и т.п. В связи с этим написание одного материала по полицейским проверкам "вообще" невозможно. Тем не менее, все законные поводы для появления полицейских на Вашем пороге можно свести к нескольким группам - в зависимости от того, главного, федерального закона, которым полицейские будут руководствоваться при проведении своего мероприятия.
Кроме того, существуют и некоторые общие черты, характерные для любых "полицейских проверок".
Самое главное - на "полицейские проверки" совершенно не распространяется действие Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", далее - Закон N 294-ФЗ*(1). На это указывает сам закон: его положения не применяются при проведении оперативно-разыскных мероприятий (далее - ОРМ), производстве дознания, проведении предварительного следствия, при проведении административного расследования (п.п. 2 и 3 ч. 3 ст. 1 Закона 294-ФЗ). Следовательно, информация об этих проверках не появится в Едином реестре проверок и им не присваивается учетный номер указанного реестра.
Следовательно, все эти визиты полицейских (условно назовем их проверками) не могут быть заранее Вами спрогнозированы даже при должной осмотрительности и добросовестности*(2). Все они априори внеплановые.

На полицейские проверки не распространяется трехлетний
мораторий на период 2016-2018 гг., предусмотренный для субъектов
малого бизнеса ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ.


Далее, полиция не обязана заранее уведомлять о своем скором появлении (а во многих случаях и вовсе должна до поры действовать скрытно). Более того, не всегда полицейские и на входе предъявляют свои удостоверения, предупреждая о своих намерениях. Иногда они проходят на предприятие, в офис и т.д. под видом курьеров, клиентов или посетителей. И уже когда разговор с таким "посетителем" не клеится по обычному сценарию, сотрудники проверяемой фирмы с ошеломлением узнают, что перед ними полицейский. Эффект внезапности, как правило, оглушает и парализует сотрудников проверяемой организации, и полицейские вовсю пользуются психологическим преимуществом. К сожалению, противодействовать этому можно только путем ужесточения проходного режима в организации.
Действия полиции не подлежат согласованию с прокуратурой. Зато для проведения некоторых полицейских мероприятий необходимо судебное решение.
Наконец, проведение "полицейской проверки" - это повод для получения квалифицированной юридической консультации. Особенно это касается индивидуальных предпринимателей и небольших фирм: "своими силами", как при иной проверке, здесь не обойтись, потому что может возникнуть срочная необходимость принимать важные процессуальные решения. Да и обжалование действий полиции (во многих случаях) предполагает достаточно сложную процедуру и проработанную доказательственную базу.

Количество конкретных поводов к проверке достаточно велико. Однако все они, в конечном итоге, сводятся к четырем типам действий:
1. деятельность в рамках уголовного процесса (то есть раскрытие преступлений, предусмотренных УК РФ, в рамках возбужденного уголовного дела),
2. деятельность в рамках оперативно-разыскной деятельности, или ОРД (которая, по идее, тоже должна обслуживать исключительно уголовный процесс),
3. деятельность в рамках доследственной проверки сообщения о преступлении (это "стык" уголовного процесса и ОРД),
4. деятельность в рамках административного процесса (пресечение и наказание за проступки, предусмотренные КоАП РФ и аналогичными законами субъектов РФ).

Из этих четырех первый и последний виды деятельности регламентированы УПК РФ и КоАП РФ, сопровождается составлением процессуальных документов установленный формы и вообще всякими проволочками. У каждого действующего лица тут есть свой статус, свои права и обязанности, с которыми они, как правило, должны быть и ознакомлены. На этом поле действия полиции могут быть (и должны быть) проконтролированы заинтересованными субъектами, и здесь имеется возможность для эффективного обжалования нарушений.
Что же касается оперативно-разыскной деятельности, то таковую в принципе нельзя формализовать (а потому эффективно обжаловать). Эта деятельность есть не что иное, как быстрое, даже мгновенное, реагирование власти на непосредственные угрозы. Если полицейский, условно, видит драку, он вмешивается тут же, не дожидаясь указания сверху, без оформления рапорта и спецдонесения. Такая быстрота является необходимой в борьбе с преступностью, и, конечно, она легализована Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об ОРД). А ее теневой стороной и является превышение полномочий или использование их не по назначению. Однако правовых средств борьбы с этим явлением крайне мало - потому что широкие возможности для обжалования оперативно-разыскной деятельности выбивали бы почву из-под ног и "хороших" правоохранителей, чего государство допустить не может. Тем не менее, требовать соблюдения режима законности необходимо и от полицейских.
Как узнать в рамках какого вида деятельности к вам пришла полиция? Очень просто - их нужно прямо об этом спросить. Согласно п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) при обращении к гражданину полицейский обязан представиться (то есть назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение), после чего сообщить причину и цель обращения. Если из услышанного Вы не уяснили причину и цель визита, обязательно переспросите, просите объяснить Вам подробнее и понятнее. Согласно части 5 упомянутой статьи Закона о полиции, полицейский обязан внимательно Вас выслушать и "принять соответствующие меры в пределах своих полномочий" (то есть дать пояснения) либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса. Удобнее всего сразу уточнить у полицейских, на основании какого правого акта проводится (будет проводиться) полицейское мероприятие: на основании КОАП РФ, на основании УПК РФ или же на основании Закона об ОРД?

*(1) Нужно отметить, что ряд специфических проверок, напротив, проходит именно по нормам Закона N 294-ФЗ, например, проверка в рамках контроля за частной детективной (сыскной) и охранной деятельностью в РФ (см. приказ МВД РФ от 18.06.2012 N 589), проверки в области оборота оружия (см. приказ МВД РФ от 29.06.2012 N 646). Однако об этих проверках речь далее не пойдет

*(2) При удачных обстоятельствах можно получить косвенные данные о том, что полиция испытывает интерес к Вашей организации, от контрагентов (если полицейские являлись к ним или присылали соответствующие запросы) или сотрудников (их могли вызвать в полицию для получения опроса). Специалисты в области полицейских проверок советуют также с вниманием отнестись к угрозам своих бывших работников (особенно если расстались "по-плохому") и проискам конкурентов. Ну и, разумеется, активное участие в нелегальных и полулегальных хозяйственных схемах также повышает риск внезапного появления полиции на пороге